Публичные деньги

Наказание неотвратимо?

14.07.2011 | 14:11

Чиновники из Главного управления капитального строительства при Совете Министров Крыма, которым фирма-призрак «Строй-центр 2» обязана своей невероятной удачливостью в получении крупных бюджетных подрядов, уже понесли наказание. Что, впрочем, на удачливость этой фирмы в дальнейшем не повлияло.

В Едином реестре судебных решений появился ряд постановлений Центрального районного суда Симферополя (дела пронумерованы по порядку – с 3-1013/11 по 3-1019/11), согласно  которым несколько  должностных лиц  ГлавУКС при Совмине признаны  нарушителями  закона «Об осуществлении государственных закупок» и наказаны немалыми штрафами – по 5 100 гривен. Материалы в отношении других переданы в прокуратуру. Ответственности избежал лишь один, но самый главный в этих процедурах — глава тендерного комитета УКСа. Да и то, осмелимся предположить, по счастливой случайности.

Практически  во всех обнаруженных нами постановлениях суда перечень нарушений, допущенных тендерным комитетом ГлавУКС при проведении торгов, одинаков и касается двух объектов – капремонта улицы им. 60 лет Октября в Симферополе и реконструкции Ялтинского роддома. Победителем торгов УКСа в 2010 году по обоим объектам была фирма «Строй-центр 2». Дела в суде рассматривались по результатам проверки КРУ в АРК, о чем свидетельствуют ссылки на протоколы об административном нарушении серии ГКРС от 24 февраля 2011 года. Решения суда первой инстанции (а решений апелляционной в госреестре на данный момент по этим делам нет) выносились в апреле и мае. Запомним эти даты – они весьма немаловажны в этой истории.

Исходя из текстов постановлений, остановимся на выявленных проверкой КРУ и доказанных в суде нарушениях подробно. Договор на капремонт улицы им. 60 лет Октября был подписан со «Строй-центром-2» 19 октября 2010 года, после чего были заключены еще два дополнительных соглашения – от 17 и 28 декабря. Как установила проверка, в данном случае объемы и стоимость работ противоречили тендерной документации: вместо твердой цены была применена динамическая, что привело к «дополнительным тратам» в размере 66,5 тысяч гривен, а общая стоимость работ уже после подписания основного договора была увеличена на 196,3 тысяч гривен.

В. Янукович на открытии роддома в Ялте

Еще занимательнее оказалась ситуация с Ялтинским роддомом, который президенту Украины Виктору Януковичу пришлось торжественно открывать, когда по факту реконструкция там еще не завершилась. Договор со «Строй-центром 2» на реконструкцию роддома был подписан 16 октября 2010 года, и снова – дополнительное соглашение, подписанное 17 декабря того же года. В нарушение закона о госзакупках были изменены составляющие договорной цены. Оборудование, закупаемое в рамках реконструкции, вдруг подорожало на 528,8 тысяч гривен, и на эту же сумму была снижена стоимость строительно-монтажных работ. Кроме того, проверка выяснила, что сроки выполнения работ были необоснованно увеличены более чем в два раза: вместо 120 календарных дней «Строй-центру 2» дали 240-270 дней.

Также в некоторых постановлениях суда указано еще одно нарушение закона  – на сайте Минэкономики не была опубликована тендерная документация.

Исходя из постановлений суда, находящихся в открытом доступе, можно говорить о привлечении к административной ответственности трех должностных лиц ГлавУКС. По действиям еще трех материалы переданы в прокуратуру. Как известно, имена и фамилии фигурантов дел в Едином реестре судебных решений не публикуются, зато указываются должности чиновников и места  и даты их рождения, по которым «Центр» попытался идентифицировать некоторых привлеченных к административной ответственности. Итак, это:

- заместитель начальника ГлавУКС Сейтбилял Чувадар

- заведующий сектором госзакупок ГлавУКС

- начальник производственного управления ГлавУКС

Закрыто административное производство в отношении следующих должностных лиц ГлавУКС с передачей материалов в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела:

- начальника ГлавУКС Вадима Мороза (материалы переданы прокурору Центрального района Симферополя)

- начальника сметно-договорного отдела ГлавУКС (материалы переданы прокурору Центрального района Симферополя)

- начальника финансово-экономического управления ГлавУКС (материалы переданы в прокуратуру АРК)

Единственным чиновником ГлавУКС, избежавшим ответственности и передачи материалов дела об административном правонарушении в прокуратуру, стал замначальника управления и глава тендерного комитета Сергей Липченко. То есть, лицо, которое несет персональную ответственность за законность проведения тендеров. Ему явно повезло: как выяснилось уже в суде, протокол, составленный в отношении него, не был оформлен должным образом – в нем  «отсутствуют данные о периоде проведения проверки, времени совершения правонарушения или времени его выявления, если оно длительное».

В связи с этим судья Малухин посчитал ошибки при составлении протокола достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод об отсутствии события и состава «преступления». Отметим, что везение Липченко заключается не только в этом – другие протоколы КРУ,  например, составлялись в отсутствие нарушителя. Но предоставленная заявителем дополнительная документация (копии договоров и допсоглашенй, тендерные документы, акты приема-сдачи) в ряде описанных нами случаев помогла установить вину должностных лиц и назначить им наказание в виде штрафа.

Подытожим. В том, что чиновники из ГлавУКС «подыгрывали» «Строй-центру 2», увеличивая финансирование, изменяя составляющие стоимости работ и продлевая сроки их выполнения, у нас сомнений почти не осталось, особенно после  знакомства с  решениями  судов и …последующими победами этого же подрядчика в тендерах УКСа .  Ни штрафы, ни  угроза прокурорского реагирования тендерный комитет ГлавУКС не пугают: в 2011 году «Строй-центр 2» продолжает удачно участвовать в тендерах и выигрывать их. В этом году частное предприятие подписало договоры на подряды на общую сумму около 190 миллионов гривен.

И это несмотря на вышеописанную ситуацию и качество работ, проводимых по генеральным подрядам «Строй-центра 2» —  мы уже  рассказывали о тончайшем слое асфальта на той же Октябрьской в Симферополе, в который «закатали» около 19 миллионов гривен и о ямах, появившихся на улице Тарабукина спустя полгода после ремонта от того же «Строй-центра 2».

Но  удача сопутствует этому частному предприятию не только на уровне автономии. У президента  Януковича при открытии недореконструированного роддома в Ялте не возникло вопросов о том, почему подрядчик не выполнил работы в срок. Напротив, после того как местные чиновники ввели президента в курс дела, Виктор Янукович пообещал добавить денег – глава государства пообещал «подкинуть» еще 10 миллионов гривен. Половина будет освоена уже в этом году: «Планом на 2011 год за счет средств Стабилизационного фонда Украины предусмотрено финансирование в сумме 5 миллионов гривен», — сообщает сайт того же ГлавУКС при Совмине.

Между тем,  наши  подозрения в том, что «Строй-центр 2» — это все же фирма-призрак (или фирма-прокладка) продолжают усиливаться. До завершения сроков работ по подрядам, полученным фирмой в различных регионах полуострова почти на две сотни миллионов, осталось менее полугода, а работающего офиса у фирмы до сих пор нет. Коморка по юридическому адресу в Доме культуры профсоюзов так и остается «почтовым ящиком», куда раз в месяц от фирмы приходят за счетами и корреспонденцией.

В офисе по фактическому адресу, который нам показал заместитель директора ЧП «Строй-центр 2» Сергей Клочков, как минимум две недели назад должны были завершить ремонт и работа, по обещанию Клочкова, должна была «закипеть». Но сегодня там по прежнему нет ни одного специалиста, и бухгалтерша, судя по всему, также продолжает работать на дому. В офисе нам встретились только  двое молодых людей, которые утверждают, что работают в «Строй-центре 2». Однако они  отказались представиться и вскоре  ретировались на автомобиле.

Продолжение следует…

Фото Александра Хоменко, «Центр»,

из архива «Центра»,

glavuks.gov.ua

QR-код ссылки на материал


Публичные деньги: http://money.investigator.org.ua

© 2024 Публичные деньги