Статьи

11.01.2012 Печатать: Крымский распил-2011. Итоги

Крымский распил-2011. Итоги

Итог расходования бюджетных средств в Крыму в 2011 году, самые распространенные схемы распила наших в вами денег и победители в номинациях самых выдающихся госзакупок 2011 года.

2012 год обещает быть не таким удачным для крымских чиновников и связанного с ними бизнеса, чем предыдущий. Главная печаль в том, что дикого распила бюджетной субвенции, в которой в прошлом году они просто купались, в нынешнем уже не предвидится – казна пуста. Надежда практически одна — приближение парламентских выборов. Под них-то, надеются в Крыму, из госбюджета что-то да перепадет. Все-таки базовый для партии власти регион, избирателя будут радовать вниманием. То есть, подкуп избирателя, уже традиционно, будет происходить за его же счет. И, как водится, преподнесут это избирателю с особой помпой, под соусом радения за людей, для которых Украина.

Подряды и дотации достанутся своим и проверенным фирмам, которые, используя уже наработанные схемы, конвертируют бюджетные средства в партийные и личные, чтобы власть сберечь и достигнутое умножить. На этих достижениях мы и остановимся, и, подводя итог расходованию бюджетных средств, назовем самые распространенные схемы распила наших в вами денег и определим победителей в номинациях самых выдающихся госзакупок 2011 года.

Начнем обзор со случая очень показательного и познавательного, когда должностное лицо фактически призналось в нарушении норм закона, а ему, как говорится, за это ничего не было.

Реконструкцию улицы Горького в Симферополе прозвали «стройкой года». И, надо заметить, достаточно дорогой стройкой – из бюджета города и республики на нее было потрачено 14 миллионов гривен. Эту огромную сумму начали осваивать, сознательно уклоняясь от процедуры проведения тендера, что прямо противоречит закону о госзакупках. В этом мэр Симферополя Виктор Агеев, как помните, чистосердечно и на камеру признался сам: «Здесь разбито по триста тысяч, чтобы не удлинять время. Прохождение тендера – это порядка трех месяцев – объявления, потом этот весь процесс, мы бы вышли к работам где-то на конец лета. Поэтому разбили на дотендерные суммы на каждого предпринимателя, каждый дом».

Удивительно, но прокуратура в фактах, изложенных мэром, признаков преступления не увидела и уголовное дело возбуждать отказалась. Но скандал оказался показательным и поучительным. Один тендер все-таки провели — на капитальный ремонт тротуаров. И выиграла его «Консоль». Но о ней позже.

Самая дорогая госзакупка

Самой дорогой покупкой за счет средств налогоплательщиков в Крыму с уверенностью можно назвать две буровые платформы, закупленные ГАО «Черноморнефтегаз». Конечно, решение об этом принималось не на крымском уровне, хотя де-факто тендер проводился в Крыму и для нужд «Черноморнефтегаза». Тендеры на закупку платформ сопровождались громкими скандалами. Еженедельник «Зеркало недели. Украина» выяснил, что первая платформа, купленная за 400 миллионов долларов, на самом деле стоит 250 миллионов. «Нарастить» же стоимость товара помогла цепочка посредников, через которую платформа была в итоге продана Украине. То есть, завод-изготовитель из Сингапура за 250 миллионов долларов продал вышку рижской Highway Investment Processing LLP, которая, в свою очередь, продала тот же товар Украине за 400 миллионов долларов. Самым забавным в этой истории оказалось то, что один из учредителей фирмы-посредника, торгующей товаром на сотни миллионов, оказался простым латвийским бомжем. Возбуждать уголовное дело по признакам, мягко говоря, недобросовестной сделки, прокуратура отказалась.

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко объяснил такую фантастическую маржу какими-то дополнительными комплектующими, о которых в тендерной документации не было ни слова. «Знаешь, что такое машина с кондиционером, коробкой-автомат? Она должна стоить дороже или дешевле? Вот сравните» В ответ на возражение журналиста «Но 150 миллионов же…» было сказано: «Это вы сказали, не я».

Как ни странно, но скандал, вызванный столь сомнительной и дорогой закупкой, на судьбу чиновников не повлиял, что означает: сделка получила благословение на самом верху. В подтверждение позже была закуплена еще одна буровая — за те же 400 миллионов долларов. По данным «Зеркала недели», реальная стоимость второй платформы для «Черноморнефтегаза» составила вдвое меньше — 200 миллионов долларов. Но, как говорит министр, Юрий Бойко, это журналисты сказали, а не он.

Самый дорогой долгострой

Самым дорогим в Крыму долгостроем по праву может называться школа, возводимая компанией «Консоль» в Ленинском районе. Школу на 1200 учащихся должны были сдать еще в конце 2010 года – так обещали первые лица автономии и подрядчик. Но объект так и не достроили, зато его стоимость в 2011 году выросла на 30 миллионов гривен и перешагнула отметку в 75 миллионов. Это притом, что количество мест в школе вдруг сократилось до 600, то есть ровно вдвое, а строители, получающие все больше и больше бюджетных средств, все дальше оттягивают сроки сдачи объекта. Осенью строители заверяли нас в том, что объект будет сдан к концу 2011 года. Затем появилась кулуарная информация, что красную ленточку 10 января перережет сам президент Украины Виктор Янукович. На стройке начался настоящий аврал, однако празднику в Ленино снова не суждено было сбыться, и сроки сдачи объекта снова доподлинно неизвестны. Анонсируется событие по-прежнему на январь, но точных чисел не могут назвать даже в министерстве торговли и экономического развития АРК. Почему же долгострой дорожает прямо пропорционально срывам сроков сдачи? Начальник Главного управления капитального строительства при Совете министров Крыма Вадим Мороз объяснил наглядно – на примере колбасы: «Колбаса в том году сколько стоила? А в этом сколько? Точно так же и в строительстве».

Реальным владельцем «колбасного цеха», производящего стремительно дорожающую колбасу, то есть, строительного бизнеса под общим брендом «Консоль», СМИ упорно называют спикера крымского парламента Владимира Константинова. Он сам это так же упорно отрицает. Между тем, став депутатом Симферопольского горсовета, сын спикера Олег Константинов засветил свою официальную должность в одной из матрешек «Консоли» — он заместитель директора фирмы «Консоль-Строй ЛТД» (к слову, победителя многих тендеров прошлого года). В размещенной в СМИ рекламе также стал появляться Андрей Константинов, родной брат спикера, работающий заместителем председателя правления фирмы «Консоль ЛТД».

Конечного бенефициария строительной империи, созданной в свое время Владимиром Константиновым, сегодня с документальным подтверждением сможет назвать только он сам или его партнеры. Сегодня у «Консоли» – глубокое оффшорное дно. Уходя в политику, Константинов вывел себя, сына и жену из учредителей фирм-матрешек и сегодня основная доля этого бизнеса принадлежит фирме, зарегистрированной на Сейшеллах – единственном оффшоре, который раскрывает учредителей только по решению суда. Это и позволяет крымскому спикеру отрицать свою причастность к бизнесу или не отвечать вообще на подобные вопросы.

Самая бесстыдная закупка

Прошлый год показал, что сильным страны сей уже не нужно заморачиваться и устраивать путаные схемы с «прокладками» и «конвертами». Государство напрямую оплачивает улучшение их жизни уже сегодня. О крымском бизнесе семьи премьер-министра Украины Николая Азарова можно прочитать в десятке журналистских расследований. Санаторий Пушкино и быший ММЦ «Гурзуф» были отчуждены у государства благотворительными фондами, связанными с нынешним премьером Украины. Писали также СМИ и о строительном бизнесе сына Азарова – Алексея, который засветился в элитном московском клубе девелоперов как руководитель компании «Группа «Развитие». На сайте компании был выложен проект строительства в Гурзуфе вип-отеля «Пушкин-плаза»..

Найти владения Азаровых в Гурзуфе достаточно просто. Теперь они здесь помечены четко – красной галькой на пляже, обустройство которых обошлось госбюджету более чем в сто миллионов гривен.

За два года из средств субвенции из госбюджета на развитие Крыма на берегоукрепительные работы в парковой зоне Гурзуфа было выделено 126 миллионов гривен. Генеральный подрядчик — фирма севастопольского депутата-регионала Григорова «Стандарт-Строй», и основная часть этой суммы была распределена по процедуре закупки у одного участника. Описание работы, проделанной по условиям двух тендеров 2010 года (в общей сложности на 43 миллиона гривен) можно найти на сайте ГлавУКС. Кроме того, в сообщении ГлавУКС указывается, что дополнительный тендер на 13 миллионов гривен был проведен в связи с тем, что дополнительные исследования выявили «плохую пляжеудерживающую способность на некоторых бунах».

Сегодня же прежде всего краснеют на общем сером фоне пляжи того самого ММЦ «Гурзуф». До укрепления и облагораживания пляжей коммунальных, как обещал журналистам мэр Гурзуфа и в начале лета, и в конце сезона, дело так и не дошло. К слову, вопреки законодательству, доступ к морю в районе «Жемчужины Крыма» перекрыт даже зимой – ограждениями и поручнями, купленными за счет государства.

Вслед за пляжами Гурзуфа, возможно, придется покраснеть брегам Фороса. Совет министров Крыма утвердил в конце 2011 года проектно-сметную документацию берегоукрепительных работ на Черноморском побережье в районе пгт. Форос. Сметная стоимость этих работ составила 96 миллионов гривен.

Кто именно активно обустраивается в тех местах и развивает транспортную инфрастуктуру строительством, например, вертолетных площадок, СМИ пишут регулярно. За прошлый год стоимость реконструкции и ремонта ряда зданий крымской резиденции президента Виктора Януковича, а также строительства вертолетной площадки неподалеку перешла границу в четверть миллиарда гривен. Так что очередная сотня миллионов наших с вами гривен, выделенных, казалось бы, в государственных интересах, могут оказаться очередным этапом личного обустройства вполне конкретного человека. Ну и как тут не покраснеть?

Самый крупный «договорняк»

Самой неконкурентной, на наш взгляд, стала закупка транспорта для «Крымтроллейбуса». В 2011 году министерство ЖКХ Крыма провело очередной тендер на закупку 56 троллейбусов. Во время процедуры раскрытия конкурсных предложений выяснилось, что в конкурентных торгах за госзаказ сражались две фирмы – ООО «Богдан-Лизинг» и дочернее предприятие «Богдан Моторс» «Автосборочный завод №1».

Связь между этими структурами кроется не только в названиях фирм, в каждом из которых присутствует слово «Богдан». Удостовериться в том, что это – звенья одного бизнеса, может любой пользователь сети Интернет.

Так, на сайте «Богдан-Лизинг» прямо указано: Лизинговая компания ООО «Богдан-Лизинг» была создана предприятиями корпорации «Богдан».

В 2006 году  учредители сменились – «матрешка» укрупнилась и цепочка удлинилась:  доля более 50 % «Богдан-Лизинг» стала принадлежать страховой компании «Країна», одним из учредителей которой, в свою очередь,  является  предприятие корпорации «Богдан» – «Автомобильная группа «Богдан».

Уже на сайте корпорации «Богдан» можно узнать, что ее президентом является Олег Свинарчук, по совместительству – глава набсовета «Богдан Моторс». Более того, как сообщала пресс-служба корпорации «Богдан», в 2005 году «Богдан-Лизинг» принял участие в создании этой же корпорации.

Но чиновники, ответственные за проведение закупки наиболее выгодным для государства способом, утверждали, что борьба «Богдана» с «Богданом» является конкуренцией. «В законе четко написано: предприятия как хозяйствующие субъекты должны быть самостоятельными. У того и другого хозяева разные, финансовые структуры разные. Это разные вещи», — утверждал тогда еще министр регионального развития и ЖКХ Крыма Азиз Абдуллаев.

На самом деле, согласно Закону «Об осуществлении государственных закупок», заказчик принимает решение об отказе в участии в процедуре закупки, если предложение конкурсных торгов подано участником процедуры закупки, который является лицом, связанным с другими участниками. То есть: если «Богдан-Лизинг» связан с «Богдан Моторс», то в  конкурсе мог участвовать только один из них.

Обе фирмы, участвовавшие в торгах, по предъявленной документации конечно же являются самостоятельными юридическими лицами, и на этом звене иерархии корпорации учредители у них могут быть разными. Но суть остается той же – тендер был разыгран между двумя фирмами, входящими в корпорацию «Богдан». И вполне предсказуемо оказалось, что выгодность данной покупки для государства весьма сомнительна. Партия троллейбусов, закупленных в 2011 году, по модельному ряду частично совпала с троллейбусами, закупленными у того же производителя в 2010. Выяснилось, что, например, каждый «горный» троллейбус, для трассы Симферополь-Ялта, менее чем за год подорожал на 770 тысяч гривен.

таблица: количество, модели троллейбусов, закупленных в Крым в 2010 и 2011 гг, стоимость каждой единицы и общие суммы заключенных договоров. Цены указаны с учетом НДС

Но даже такая ценовая политика производителя министерство ЖКХ Крыма не испугала, и уже в октябре стало известно, что министерство закупило у ООО «Хюндай Моторс» (тоже входящего в структуру корпорации «Богдан») 18 школьных автобусов.

Самая толстая прокладка

Частное предприятие «Строй-центр 2», никому не известное до середины 2010 года, за 2011-й выбилась в лидеры строительных подрядчиков – организаторы тендеров доверили ей госзаказы общей суммой в четверть миллиарда гривен. Успех «Строй-центра 2» впору бы вписать в учебники по развитию бизнеса, если бы не признаки сомнительных схем, сопровождавшие практически все подряды. Частное предприятие с уставным фондом в 2000 гривен пошло в гору после того, как сменило учредителя-симферопольца на никому неизвестного жителя Донбасса. Объем и разнообразие доверенных ЧП работ впечатляет: от реконструкции несуществующего «Ливадийского дворцово-паркового комплекса» до ремонта сети дорог в разных уголках Крыма. Да что дороги – фирме доверили даже прокладку сетей спецсвязи в Совете министров Крыма. С картой подрядов «Строй-центра 2» вы можете ознакомиться на сайте «Центра журналистских расследований», и оценить размах «географии» работ.

Однако на объектах «Строй-центра 2» нами и журналистами других СМИ были обнаружены лишь субподрядчики. Свою же квалификационную состоятельность в виде техники и штата специалистов руководство фирмы нам так и не предъявило.

Все это дает основания полагать, что мы имеем дело с фирмой-прокладкой, работающей по уже описанной нами схеме. Такие схемы создаются для того, чтобы, получив выгодные заказы, покупать дешевую рабочую силу и материалы, а продавать государству услуги и работы – уже по высшим расценкам. Кто делит маржу – загадка. Но если учитывать, что фирме-прокладке все сходит с рук – и несданные в срок объекты, и отвратительное качество работ — то можно предположить, что «крыша» у фирмы без офиса самая прочная в Крыму.

Самый непубличный распорядитель

Самым непубличным распорядителем публичных денег в Крыму по праву может называться Главное управление капитального строительства при Совете министров Крыма, через тендеры которого осваивались две трети 900-миллионнной субвенции из госбюджета. В то время, как в других министерствах и ведомствах журналистам беспрепятственно предоставляют доступ на заседания комитетов по проведению конкурсных торгов, в ГлавУКС пытались журналистов выпроводить под разными предлогами, включая и совсем дурацкие. Например, начальник отдела госзакупок Сергей Ивкин признался, что боится облучения от нашей видеокамеры:

[xvid v=ivkin1.flv]

Члены комитета по проведению конкурсных торгов сначала просто голосовали за запрет съемки заседания. А 1 сентября, на заседании по раскрытию конкурсных предложений по ремонту детсада «Ромашка», просто закрылись от журналистов на ключ. Наверное, чтобы никто не мешал прозрачности проведения тендера. После того, как о данных действиях должностных лиц было заявлено в милицию и прокуратуру, журналистов все-таки начали допускать на заседания. Однако никто из должностных лиц, допустивших, на наш взгляд, грубое нарушение законов о госзакупках и доступа к информации, наказан не был. Непубличность работы в ГлавУКС возведена в принцип. Практически весь 2011 год мы просили начальника ГлавУКС Вадима Мороза об интервью. Но вопросы ему приходилось задавать на ходу и вдогонку – до и после заседаний Верховной Рады и Совмина Крыма. Новый премьер-министр Крыма Анатолий Могилев от всего, что происходило на тендерах и при выполнении госзаказов до него, открещивается. Но на просьбу «Центра» обязать руководство Главного управления капстроительства провести пресс-конференцию ответил согласием.

[xvid v=mogilov.flv]

Монументальное искусство

И, наконец, самое наглядное освоение публичных денег. В 2010 году фирма, в основном занимающаяся газификацией Крыма за счет бюджета, выиграла тендер ГлавУКС на возведение въездных знаков на территорию Автономной Республики Крым стоимостью более чем полтора миллиона гривен. В 2011 году был проведен еще один тендер – «остатки» объемов работ по подряду потянули практически на такую же сумму.

В итоге в сентябре крымчанам представили три въездных знака стоимостью около 3,3 миллиона гривен. Оцените сами:

Знак на въезде по железной дороге

Два знака, установленных на въездах по автомобильным дорогам Харьков-Симферополь и Херсон-Симферополь, практически одинаковы и выглядят так:

Смотреть программу «Вопрос национальной безопасности» от 10.01.2012

Фото автора, 

Дмитрия Низового,

Александра Хоменко,

сайта ГлавУКС

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter!

One Response to “Крымский распил-2011. Итоги”

  1. On 13.07.2024 at 04:34 HannaI responded with... #

    Very excellent info can be found on web blog.Raise blog range

Добавить комментарий