Публичные деньги

Бюджетный подряд

14.09.2011 | 19:31

Мы продолжаем следить за распределением бюджетных денег в Крыму. Отказ журналистам «Центра»  в присутствии на  процедуре раскрытия конкурсных предложений, что прямо разрешено ст.9 Закона «Об осуществлении государственных закупок», вынуждает думать,  что такие действия — не просто чиновничья прихоть, а  здесь есть, что скрывать, и о чем недоговаривать. Наш рейтинг  необычайно удачливых фирм, которые хронически побеждают в тендерах ГлавУКС при Совете министров Крыма, несмотря на несоответствие  квалификационным требованиям к исполнителям таких заказов и невыполнение в срок предыдущих подрядов, пополнился еще одной фирмой.

Непубличное освоение публичных денег

Начнем с уже известной нашим читателям фирмы «Строй-центр 2», руководители которой до сих пор так и не предоставили нам обещанные документы, свидетельствующие о соответствии этого частного предприятия квалификационным требованиям, без чего это ЧП по закону не могло получить подряд, оплаченный деньгами налогоплательщиков. Мы снова прибыли по  адресу фактического офиса  фирмы на Карла Либкнехта, 29. Сергей Клочков, заместитель директора фирмы, освоившей сотни миллионов бюджетных гривен, разговаривать с журналистами не захотел, и диалог получился следующий:

«Центр»: Здравствуйте

Клочков: Здравствуйте

«Ц»: Мы к вам

К: Нет, я же сказал, я не хочу с вами общаться

«Ц»: Почему?

К: Потому что не хочу. Мне некогда. До свидания

А между тем, на качество работ, проводимых фирмой «Строй-центр 2» обращаем внимание не только мы. В этом году фирма получила, в том числе заказы и на капитальный ремонт дорог в Керчи, который обойдется государству в 35 миллионов гривен. Керченские журналисты отправились на одну из улиц, где ремонтировалась дорога, и выяснили – работы выполняют субподрядчики, асфальт укатывают под дождем, из-под свежеуложенного покрытия торчат ветви деревьев.

[xvid v="nps111.flv"]

Сергей Клочков тогда заверил журналистов, что весь брак будет устранен, так как фирма следит за качеством работ. Позволим себе усомниться в этих словах. Капитальный ремонт дороги на улице Гоголя в Симферополе был оплачен и завершился в 2010 году. Похоже, закатанный в асфальт мусор  – это фирменный знак «Строй-центра 2». На улице Гоголя в из покрытия выглядывает ветошь и весьма экстравагантно глядит из щели в асфальте канализационный люк.

   

Улица Горького – лишь одна в перечне отремонтированных дорог, за которые в 2010 году «Строй-центр 2» получил почти 24 миллиона бюджетных гривен. В этот заказ вошли дороги на симферопольских улицах Толстого, Титова, Гурзуфской, Гоголя, Москалева, Воровского и Евпаторийское шоссе. Если улицы Воровского и Гоголя были закатаны в новый асфальт полностью, то на улице Толстого отремонтирована только та часть дороги, которая примыкает к городскому совету. На улице Гурзуфской в новый асфальт был закатан только участок от улицы Киевской до горводоканала. За большую часть улицы строители было принялись, о чем свидетельствуют развороченные бордюры, но так их и бросили, не установив на место.

Но, пожалуй, самое большое разочарование ждало нас на улице Москалева – там о капитальном ремонте дороги никто и не слышал. Мы проехали эту улицу от первого и до последнего дома, но увидели только ямы, лужи и просвечивающую сквозь старый асфальт древнюю брусчатку. Справедливости ради оговоримся – местами здесь видны следы ямочного ремонта. Но ведь  миллионы гривен  мы с вами заплатили  именно за капитальный ремонт!

В этом году «Строй-центр 2» уже получил подряды на общую сумму более 200 миллионов гривен. До конца 2012 года фирма должна отремонтировать дороги в Керчи, Евпатории, Алуште, Симферополе. На многих объектах работы даже не начинались, но аппетит фирмы настолько неумен, что она продолжает получать многомиллионные заказы. И не только в ГлавУКС при Совмине. 5 сентября «Строй-центр 2» подписал договор со Службой автомобильных дорог в АРК Государственной  службы автомобильных дорог Украины на капитальный ремонт улично-дорожной сети улицы Ленина в Саках на сумму 435 тысяч 296 гривен 40 копеек (с НДС). На очереди – подписание с этой же госструктурой еще двух договоров на общую сумму около двух миллионов гривен.

Еще одна фирма — «сиквел»

Наряду со «Строй-центром 2» наше внимание привлекла еще одна фирма, которой в Главном управлении капитального строительства при Совете министров Крыма сопутствует невероятная удача — «АРК-Строй 2″. На прошлой неделе в программе «Фокус» мы приводили слова директора фирмы «Поиск» Сервера Насибуллаева, неудачно пытавшегося получить подряд через тендеры ГлавУКС, и  по наблюдениям которого «АРК-Строй 2» — это еще одна фирма-призрак, которая часто становится единственным конкурентом известной нам фирмы «Строй-центр 2». Насибуллаев утверждал, что граничная сумма заказа некоторым участникам торгов известна заранее, а его фирму, предлагающую те же работы за меньшие деньги, к участию в торгах просто не допускают.

Неизвестная ранее строительная фирма «АРК-Строй 2», к сегодняшнему дню получила свыше десятка подрядов, а сумма каждого нередко превышает миллион гривен. Согласно выписке из Единого госреестра, которой располагает Центр журналистских расследований, фирма с уставным фондом в 100 гривен была основана в 2009 году одним  физическим лицом, прописанном в общежитии.   Офис «АРК-Строй 2» расположен в промышленной зоне Симферополя на улице Генерала Васильева. О том, что здесь находится очередная фирма, осваивающая миллионы бюджетных гривен, свидетельствует вставленный в окно лист  бумаги формата А-4, на котором  отпечатано название фирмы. В самом офисе нас встретил заместитель директора фирмы Владимир Клементьев. Остальные, по его словам,  на проверках. Клементьев уверил нас, что специально дожидался журналистов, чтобы показать: адрес фирмы настоящий, и даже телефон имеется. Чего не скажешь об элементарным персональном компьютере. В офисе фирмы, ворочающей миллионами, его нет.

Мы изложили заместителю директора «АРК-Строй 2» версию директора фирмы «Поиск» Насибуллаева. Подозрения в так называемом «договорняке» Клементьев отвергает. Но тут же вопрошает: о каком конкурсе может идти речь, если в дело уже вложены деньги?

«Ну как договорняк?, — вопрошает Клементьев. – В конце прошлого года я узнал, что в Армянске будут делаться кровли. Мне позвонили. Они, правда, сделали список – мэр хотел 15 кровель сделать, ГлавУКС хотел пять. Я туда поехал, сам поднялся на кровли, сам все перемерял, со своей сметчицей сделал смету,  отдал ее на экспертизу, свои деньги заплатил, так я что, кому-то это буду отдавать, что ли? Ну правильно?

«В смысле отдавать? Есть же процедура конкурса», — возражаем мы

«Естественно, наш директор пошел, но уже с нашей сметой. Никто ж больше не ездил, никто обмеры не делал. Какой может быть конкурс в этом случае конкретном? А так вообще у нас директор занимается тендерами», — пояснил Клементьев.

Мы еще раз созвонились с директором фирмы «АРК-Строй 2» Сергеем Клименко. Тот пообещал показать нам документы, свидетельствующие о соответствии фирмы квалификационным требованиям. Но … на следующей неделе. Тогда «Центр» поинтересовался, ведет ли «АРК-Строй 2» работы в Симферополе, и можно ли на них посмотреть. Ответ был коротким: «Нет». 

Говоря о том, что в Симферополе у «АРК-Строй 2» нет работ, Сергей Клименко лукавил. На портале госзакупок мы нашли объявление о том, что в 2010 году эта фирма выиграла тендер на строительство котельной в детском саду №79. Строительство котельной, которая обошлась государству более чем в один миллион сто тысяч гривен, должно было завершиться в том же, 2010 году.

Работники детсада №79, опасаются: отопительный сезон на носу, и не исключено, что дети и в этом году будут зависеть от налаженности централизованного отопления – готовую на 90% котельную строители  забросили и уже давно здесь не появляются. Если заглянуть через окно внутрь вагончика, можно увидеть —  часть оборудования до сих пор в упаковке. Теплосеть, по сути, тоже до конца не смонтирована. А теплоизоляция, прикрученная к трубе обычным скотчем, выглядит весьма ненадежно. Сама котельная до сих пор находится на балансе ГлавУКС при Совмине Крыма, и, по нашей информации, только готовится ее передача городу, который уже за свои деньги будет делать то, что не доделал «АРК-Строй 2». Удивляет то, что такая «надежность» не мешает «АРК-Строй 2», как и «Строй-центру 2»  участвовать в конкурсных торгах и получать подряды, которые выливаются налогоплательщикам  в круглую сумму.

 Мэр запутался в показаниях

Еще одна тема, за которой неустанно следит «Центр» – реконструкция улицы Горького в Симферополе. Уже около  месяца как активные работы на развороченной строителями улице остановлены полностью. Путаные показания чиновников горсовета и  мэра Симферополя Виктора Агеева не без участия «Центра журналистских расследований» привели к прокурорской проверке этой «стройки века» при участии КРУ, результаты которой мы и публикуем. Но для начала напомним слова мэра о том, как в горсовете умышленно обошли процедуру тендера, распилив многомиллионный заказ на два десятка заказов поменьше, не попадающих под действие Закона «Об осуществлении государственных закупок».

«Здесь разбито по триста тысяч, чтобы не удлинять время. Прохождение тендера – это порядка трех месяцев – объявления, потом этот весь процесс, мы бы вышли к работам где-то на конец лета. Поэтому разбили на дотендерные суммы на каждого предпринимателя, каждый дом», — сказал градоначальник во время показательной «вылазки» на объект 20 июня.

Поясним: данным утверждением мэр Симферополя фактически признался в нарушении ч.2 ст.4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», которая гласит: «Заказчик не имеет права делить предмет закупки во избежание проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона».

Прокуратура АРК, куда мы направили наш запрос, поручила проводить проверку прокуратуре города. Та, в свою очередь, как следует из письма «Центру», поручила вести проверку Госфининспеции (так теперь называется КРУ) и ГАСК.   В итоге, почти 2,5 месяца спустя мы наконец-то получили  ответ о результатах проверки, подписанном и.о. прокурора Симферополя Романа Костюченко сообщается, что  реконструкция центральной части Симферополя оплачивается за счет городского бюджета – около 7 миллионов 900 тысяч гривен, и субвенции на социально-экономическое развитие Крыма – 7 миллионов, которые еще не поступили.

В соответствии с выделенными средствами, говорится в ответе,  был составлен 21 договор на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов жилых домов в центральной части города, в том числе 15 – на улице Горького. Далее в ответе прокуратуры подтверждаются слова Агеева: стоимость каждого объекта не превышает 300 тысяч гривен, а посему проводить тендер не было необходимости.

Как говорится в ответе,  нарушений законодательства и завышения объема работ, не установлено, а значит, оснований для прокурорского реагирования нет.

Пожалуй, мы имеем дело с  уникальным случаем: контролирующие и надзорные органы, практически процитировав чистосердечное признание мэра, дают заключение о том, что закон не нарушен. То есть, распилили крупный подряд на дотендерные суммы правильно, что называется без шума и пыли. Это мы уже знаем. Спрашивали о другом – а правомерно ли это было сделано? Ответа не получили.

Любопытно, что после того, как «Центр» получил ответ из прокуратуры, мэр Агеев на пресс-конференции, отвечая на наш вопрос, озвучил информацию, идущую вразрез той, которую в ходе проверки собрала прокуратура.

«7 миллионов из субвенции госбюджета – они не должны были к нам поступать, – сказал Агеев. – Мы делаем реконструкцию за свои средства. Там есть только небольшая сумма на восстановление дорожного покрытия».

Мы намерены подать в прокуратуру Крыма еще один запрос: по поводу реконструкции  тротуаров —  они отпилены в отдельный подряд. В конце августа, когда часть из них уже была уложена,  а вторая часть – просто разобрана фирмой «Монолит-проект», выяснилось, что УКС Симферополя объявил тендер на эти работы, и законный подрядчик будет определен не ранее октября. Любопытно, как будут выкручиваться чиновники, если в данном случае события пойдут по законному, то есть, честному сценарию, и в конкурсе одержит победу другая фирма? Но это – фантастика.

Схема

В активном словаре людей, которые занимаются распилом бюджетных денег или трудятся  в теневом секторе нашей экономики, есть такой термин – фирма-прокладка. Это ключевой элемент схемы по воровству бюджетных денег при государственных закупках и ухода от налогов. Как правило, эта фирма оформляется на подставное лицо,  никак не связанное с чиновниками или  политиками, имеющими отношение к  распределению средств. Чаще всего эту фирму даже не регистрируют, а покупают уже готовую, но «спящую», то есть, по счетам у нее нули и никаких историй за спиной. Как же работает эта схема? Фирма–прокладка по сговору ее реальных собственников и заказчика госзакупки   побеждает в тендере. При этом не редкость, когда покупатель товаров, услуг или работ и их реальный продавец или исполнитель – одни и те же, или работают на одного и того же; второй вариант – владельцы фирм-прокладок в благодарность за полученный подряд платят чиновникам взятку, именуемую откатом. От полученной суммы подряда надо откатить, в зависимости от региона, сферы, суммы и прочности крыши чиновника,  от 10 до 50 процентов. Не быть в убытке фирме-исполнителю можно в таком случае только при снижении качества работ до уровня халтуры, что мы с вами наблюдаем во время ремонта дорог, когда асфальт  кладут просто  в пыль, или невыполнении подряда вообще  — денег не хватило. И таких примеров мы приводили тоже немало.

Схема в простом исполнении выглядит следующим образом:

Фирма-прокладка, выиграв тендер и подписав договор, получает средства в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, рассчитанной на максимум. Часть денег идет на реальные работы, а часть через доверенную фирму-конвертор превращаются в черный нал.  Для  увеличения навара, для выполнения, к примеру, строительных работ, нанимаются низкоквалифицированные рабочие и бригады шабашников, которые работают без договоров и уплаты налогов.

Конечно, эту схемку легко разрушить, если хотя бы на одном этапе существовала не круговая порука чиновников и правоохранителей, а контроль за расходованием бюджетных средств и качеством выполнения работ и закупленных товаров, не говоря уже о реальной борьбе с коррупцией. Увы, реальность иная. А украденные сегодня  деньги завтра будут успешно вложены: впереди выборы, и власть они купят на наши же с вами деньги.

Смотреть программу «Вопрос национальной безопасности»

Фото Дмитрия Низового, «Центр»,

Использовано видео сайта Kerch.com.ua

QR-код ссылки на материал


Публичные деньги: http://money.investigator.org.ua

© 2024 Публичные деньги