
В Крыму грядет тендерная лихорадка
В первом квартале этого года через процедуру тендеров на закупку товаров и услуг из бюджета Крыма уже потрачено более 60 миллионов гривен. Но сезон госзакупок только начинается, и 2011 год будет особенно жарким. В 2010-м через процедуры тендера из республиканского бюджета было потрачено 364 миллиона гривен, а в этом году суммы закупок вырастут в разы – со второго полугодия начнется активное освоение 900 миллионов субвенции из госбюджета.
В первом квартале этого года через процедуру тендеров на закупку товаров и услуг из бюджета Крыма уже потрачено более 60 миллионов гривен. Но сезон госзакупок только начинается, и 2011 год будет особенно жарким. В 2010-м через процедуры тендера из республиканского бюджета было потрачено 364 миллиона гривен, а в этом году суммы закупок вырастут в разы – со второго полугодия начнется активное освоение 900 миллионов субвенции из госбюджета.
«Как правило, в начале года проводятся только текущие расходы – продукты питания, медикаменты, коммунальные услуги, уборка, вывоз мусора, - говорит начальник управления .по вопросам госзакупок минэкономразвития Крыма Юлия Чалова. — Во втором полугодии начинается финансирование капитальных проектов, а они очень затратные. У нас в этом году на Крым предусмотрена субвенция из госбюджета Украины в сумме 900 миллионов гривен на социально-экономическое развитие, на реализацию инвестиционных проектов. И, естественно, эта сумма увеличит общую сумму проведенных процедур».
Законодательством Украины закреплен принцип прозрачности и публичности процедуры государственных закупок – информация о них размещается на государственном портале tender.me.gov.ua, что позволяет отслеживать информацию: что, по чем, и у кого покупают госструктуры. В Совете министров Крыма утверждают: скоро следить за тратой денег налогоплательщиков в Крыму станет легче. Министерство экономического развития автономии создает крымский портал госзакупок, который уже доступен в тестовом режиме. «Мы провели переговоры с государственным предприятием «Внешторгиздат», которое явялется издателем общегосударственного издания, и достигли предварительного соглашения о том, что в Крыму будет создан региональный центр по приему официальной информации о закупках. То есть, заказчикам нашим крымским не будет необходимости дозваниваться с большим трудом в Киев с целью отправки объявлений – они смогут прийти в центр в Симферополе и эти объявления разместить», — говорит Чалова.
Отметим, законом существование такого центра не предусмотрено. Законодатель четко определил, что информация о госзакупках публикуется на общегосударственном портале и сайте структуры, которая проводит торги. Необходимо ли вносить в закон изменения – в Минэкономики нам ответить затруднились. Но сообщили, что скоро во «Внешторгиздат» будет направлено письмо вице-премьера Крыма Юрченко относительно механизма взаимодействия.
Но даже пока крымский портал госзакупок тестируется, у общественности есть инструменты, позволяющие отследить прозрачность и обоснованность проводимых тендеров. Приведем несколько любопытных примеров, обнаруженных «Центром» при изучении материалов портала госзакупок.
Наши читатели помнят, что в ГАИ Крыма, которая закупила в начале года бензин А-95 оптом (875 тысяч литров) по 11 гривен за литр, затем утверждали, что это – прогнозированная цена на весь год. Но гаишники ездят на этом бензине уже 4 месяца, а его стоимость в рознице, даже после арабских революций, по-прежнему ниже 11 гривен. Более того, не поверила прогнозу крымских коллег ГАИ Киева – в апреле она закупила бензин по цене дешевле 10 гривен.
Любопытна ситуация и с закупками для заповедника «Неаполь Скифский» — начиная от формулировки закупаемых услуг и заканчивая сроками, в которые проводятся тендеры. Объявление о закупке услуг строительства (около 2,5 миллионов гривен) появилось, когда еще не был подписан договор на составление проекта и сметы этих работ (более 400 тысяч гривен).
Но бывает так, что даже при проведении достаточно дорогих закупок органы власти и местного самоуправления вообще обходятся без проведения тендера. По словам мэра Симферополя Виктора Агеева, реконструкция улицы Горького в Симферополе стоит 9,5 миллионов гривен. Но в ответе на запрос газеты «События» в горсовете указали: ремонтные работы проводятся без тендера. По мнению журналиста «Зеркала Недели» Андрея Марусова, на чьем счету не одно тендерное расследование, здесь могла быть использована весьма популярная схема. «Если речь идет о работах, о строительстве, предел, с которого начинает работать закон, — это триста тысяч гривен. То есть, по идее, они могли разделить весть заказ на мелкие подряды – по 299 тысяч 999 гривен, – и все: «мы не попадаем под закон о госзакупках, соответсвенно, проводим, как хотим». Есть и второй вариант – они просто вообще могут наплевать на то, что существует закон», — говорит Марусов.
Но все перечисленные суммы выглядят не так внушительно, как суммы договоров на ремонт крымских дорог в Симферополе, Керчи и Алуште, которые должны быть подписаны уже в июне. Не успели в Республиканском комитете транспорта и связи сообщить, что в этом году в крымский асфальт закатают 600 миллионов гривен, как стал известен потенциальный обладатель заказа почти на четверть этой суммы – частное предприятие «Строй-центр 2». Как сообщает «Вестник государственных закупок», уже одобрены ценовые предложения «Строй-центра» на ремонт улично-дорожной сети в трех городах Крыма общей стоимостью около 130 миллионов гривен. Согласно выписке из Единого госреестра юридических и физических лиц, которой располагает «Центр», учредителем фирмы, прописанной в Симферополе на ул. Киевской, 115,а, является Павел Михеенко из Донецка. Как ранее писала «Первая крымская», он приобрел фирму в августе прошлого года. На данный момент в уставном фонде фирмы, получившей многомиллионные госзаказы на строительство и ремонты, две тысячи гривен. До этого «Строй-центр 2» был известен, пожалуй, только тем, что в 2010 году почти на 5 миллионов гривен отремонтировал здание Совета министров Крыма. Также, по нашей информации, в прошлом году «Строй центр 2» получал разрешения на реконструкцию роддома в Ялте и ремонт крыши Джанкойской больницы. Судя по всему – тоже за бюджетные деньги.
«Центр» решил узнать, чем именно обусловлена такая постоянная удачливость фирмы, ценовые предложения которой были выбраны Главным управлением капитального строительства Совмина как лучшие. Учитывая, что различные ремонтно-строительные работы она берется производить практически по всей территории Крыма, такая фирма должна обладать серьезными производственными активами – строительной техникой, кадрами и проч. Обычно строительные компании (и не только они, конечно) стараются достойно представить свой товар лицом в Интернет – там они находят покупателей своих услуг и продукции, дольщиков строительства, да и любой отечественный, а тем более иностранный потенциальный покупатель или партнер сегодня , лишь услышав название фирмы, тут же начинает ее «гуглить». Но сайта фирмы мы не нашли.
По телефону, указанному в объявлениях на сайте госзакупок, в офис фирмы дозвониться не получилось. Придя же по указанному в тех же документах адресу - Киевская, 115,а в Симферополе — корреспондент «Центра» понял, почему дозвониться невозможно. Офис фирмы «Строй-центр 2» — это небольшая комната, по сути – выгородка, в здании ДК профсоюзов площадью около 15 квадратных метров.
Через стеклянную стену видно, что находится в офисе фирмы, которой доверено осваивать 130 миллионов наших денег. На полу лежит большой клубок удлинителей, стопками стоят стулья – пластиковые и деревянные, которые обычно выставляют на летних площадках кафе.Наклейки пивной марки подтверждают их первоначальное назначение.
Телефонного аппарата нет. На подоконнике, так, что может увидеть каждый, лежит корреспонденция: журнал «Вестник налоговой службы» и письма. Одно из них — на имя директора «Строй-центра 2» Михеенко — направила Джанкойская межрайонная прокуратура. (Рискнем предположить, что поводом для переписки мог стать прошлогодний ремонт крыши в Джанкойской райбольнице).
Ни сотрудники фирм, арендующих в ДКП офисы рядом, ни вахтер, сидящий прямо напротив адресного офиса «Строй-центра», не смогли даже примерно рассказать корреспонденту «Центра» о деятельности и сотрудниках этой строительной компании – их никто не видел. Ну, как говорится, будем искать. 130 миллионов – все-таки деньги…
Хотя, несмотря на заверения в крымском правительстве о том, что условия для гражданского контроля за госзакупками вскоре будут улучшены, следить за тратой денег налогоплательщиков в ближайшее время может стать тяжелее. 17 мая Верховная Рада Украины приняла изменения в закон о госзакупках. Если президент Украины Виктор Янукович его подпишет, то, например, закупки предприятий с государственной долей собственности не потребует согласования с Минэкономики и проведения тендера.
Как считает Андрей Марусов, изменения в закон необходимы, так как не секрет, что для многих государственных структур тендерная процедура становится просто бюрократической обузой. Не так давно председатель Апелляционного суда Крыма Сергей Лунин на пресс-конференции рассказывал журналистам, насколько проблемно закупить в суд канцелярские принадлежности, без чего судопроизводство заметено усложняется. Но, как это часто бывает в Украине, под благими намерениями таятся угрозы. «Вполне вероятно можно говорить о том, что все эти коррупционные схемы, которые крутят через государственные предприятия, будут полностью закрыты от контроля общества. В силу того, что одна из ключевых норм закона – это практически полный вывод из-под его действия государственных, коммунальных, казенных хозобществ», — говорит журналист Андрей Марусов.
Всего, по данным издания «Наші Гроші», «в тень» уйдут 172 миллиарда гривен, которые ежегодно проходят через процедуру тендеров. Но это – по всей стране. А сколько денег налогоплательщиков будет «распилено» в Крыму, — читайте в дальнейших публикациях «Центра».
Фото автора
и focus.ua