Статьи

27.07.2011 Печатать: Битва «Богданов»

Битва «Богданов»

«Центр» продолжает следить за особенностями возрождения уникального крымского предприятия «Крымтроллейбус», которое по обещаниям правительства Джарты должно стать лучшим, а также за тем, сколько на это тратится денег и каким образом. А денег, судя по всему, не жалеют — те же троллейбусы того же производителя в этом году обойдутся налогоплательщикам намного дороже, чем в прошлом!

25 июля министерство регионального развития и ЖКХ Крыма подписало с победителем тендера договор на поставку в Крым 56 троллейбусов. Как и в прошлом году, счастливым обладателем госзаказа стало дочернее предприятие «Богдан Моторс»  «Автосборочный завод №1». «Центр» продолжает  следить за особенностями возрождения уникального крымского предприятия, которое по обещаниям правительства Джарты должно стать лучшим,  а также за тем, сколько на это тратится денег и каким образом.

Особой пикантности ситуации добавляет то, что само предприятие находится в стадии банкротства и  проводить процедуру госзакупки лишено права,  поэтому  второй год  парк обновляется через МинЖКХ Крыма. Передача же на баланс «Крымтроллейбуса» закупленных для него машин потребует дополнительных солидных ассигнований из бюджета на налоговые платежи, и по этой причине  покупки остаются у МинЖКХ Крыма, которое скоро, похоже, станет обладателем самого завидного в стране парка новых троллейбусов.

Для начала – немного новейшей истории. В 2010 году между министерством жилищно-коммунального хозяйства АРК и ДП «Автосборочный завод №1» ПАО «АК «Богдан Моторс», был заключен договор, по которому до конца года в Крым должен был поступить 61 троллейбус. Сроки поставки были сорваны, но виноватым осталось минЖКХ – суд обязал заказчика заплатить за троллейбусы в полном объеме, используя акты приема-сдачи, по которым заказчик получил вагоны полностью. И это в то время, когда крымский премьер Василий Джарты публично заявил о том, что всех троллейбусов в Крыму еще нет.

В 2011 году на закупку 56 троллейбусов  было запланировано 150 миллионов гривен из средств субвенции на социально-экономическое развитие Крыма. Несмотря на проблемы с поставкой  троллейбусов в прошлом году, победителем тендера нынешнего года стал все тот же «Богдан Моторс»! Но самое большое изумление, пожалуй, вызвало то, что в закупке по процедуре предварительной квалификации участвовали две структуры с похожим названием: ООО «Богдан-Лизинг» и ДП «Автосборочный завод №1» ПАО «АК «Богдан Моторс».

Об этом «Центр» узнал 23 июня, посетив заседание комитета по конкурсным торгам и понаблюдав за раскрытием квалификационных предложений для закупки троллейбусов. (Попутно отметим, что  корреспонденту «Центра» была предоставлена безусловная возможность для  использования права присутствия на заседании комитета по конкурсным торгам, а после заседания председатель комитета —  замминистра Сергей Брайко согласился ответить на вопросы «Центра». Это качественно разнится со своеобразным толкованием законов в ГлавУКСе при СМ АРК, где члены комитета по конкурсным торгам проголосовали за то, чтобы запретить «Центру» снимать заседание (подробнее см. в программе «Вопрос национальной безопасности» от 19 июля).

[xvid v="lovemetender.flv" i="P1150217.jpg"]

После того, как был оглашен короткий  список созвучных компаний, желающих продать Крыму 56 троллейбусов, «Центр» обратился за разъяснениями к председателю комиссии по проведению конкурсных торгов и министру  по поводу  законности проведения торгов с участием двух  афиллированных, на наш взгляд, предприятиями. Чиновники в один голос утверждают, что конкуренция двух предприятий, в названии которых есть слово «Богдан», — честная.

«А мы сейчас будем просматривать все материалы по предварительной квалификации, — сообщил «Центру» после заседания комиссии заместитель министра регионального развития и ЖКХ АРК Сергей Брайко. —  Действительно бралось девять  заявок (на получение конкурсной документации, — ред.). Почему документы не подали все остальные, не знаю. Но самое главное, что  нас интересует:  выполнены ли все наши квалификациионые требования, потому что есть специфика все-таки —  трасса, это горные  троллейбусы».

О том, что соответствие квалификационным требованиям превыше всего, заявил «Центру» и непосредственный начальник Брайко —  министр регионального развития и ЖКХ Крыма Азиз Абдуллаев.

«В законе четко написано: предприятия как хозяйствующие субъекты должны быть самостоятельными. У того и другого хозяева разные, финансовые структуры разные. Это разные вещи», — сказал Абдуллаев, после чего тоже перевел разговор на тему важности соответствия квалификационным критериям.

Но в законе четко прописана и другая норма, о которой Азиз Абдуллаев не упомянул. Согласно Закону «Об осуществлении государственных закупок», заказчик принимает решение об отказе в участии в процедуре закупки, если предложение конкурсных торгов подано участником процедуры закупки, который является лицом, связанным с другими участниками. То есть: если «Богдан-Лизинг» связан с «Богдан Моторс», то в  конкурсе мог участвовать только один из них.

Подтверждения того, что эти фирмы связаны, долго искать не пришлось. Так, на сайте «Богдан-Лизинг» прямо указано: Лизинговая компания ООО «Богдан-Лизинг» была создана предприятиями корпорации «Богдан».

В 2006 году  учредители сменились – «матрешка» укрупнилась и цепочка удлинилась:  доля более 50 % «Богдан-Лизинг» стала принадлежать страховой компании «Країна», одним из учредителей которой, в свою очередь,  является  предприятие корпорации «Богдан» — «Автомобильная группа «Богдан».

Уже на сайте корпорации «Богдан» можно узнать, что ее президентом является Олег Свинарчук, по совместительству — глава набсовета «Богдан Моторс». Более того, как сообщала пресс-служба корпорации «Богдан», в 2005 году «Богдан-Лизинг» принял участие в создании этой же корпорации.

То есть, на наш взгляд, в данном случае мы имеем дело с «лицом, связанным с другими участниками», то есть обстоятельством, которое по закону является причиной для отмены торгов.

Но в минЖКХ думают совсем иначе.

Еще одна любопытная ситуация в этой истории связана с публикацией объявлений о закупке троллейбусов на официальном сайте государственных закупок. 22 июля, за три дня до подписания договора с дочкой «Богдан Моторс», на сайте госзакупок   было опубликовано сообщение… об отмене торгов по закупке троллейбусов с указанием причины: «нарушен порядок публикации, объявления о проведении и результатах закупки, об акцепте».

24 июля «Центр» опубликовал эту информацию, позже ее распространили другие СМИ.

На следующий день Главное управление Совета министров опубликовало на официальном портале нечто, похожее на опровержение:  информация, полученная с официального веб-портала госзакупок,  названа «не корректной и не объективной». В сообщении говорится о том, что процедура закупки троллейбусов завершена полностью, с победителем подписан договор. По поводу же информации об отмене торгов в главке информполитики разъяснили следующее: «Согласно решению комитета по конкурсным торгам Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым от 16.05.2011 г., процедура предварительной квалификации на закупку троллейбусов была отменена по техническим причинам  – в связи с нарушением порядка публикации объявления о закупках (в ранее поданном объявлении содержалась опечатка)».

Восстановим хронологию этой закупки:

18 апреля – опубликовано первое объявление о проведении  торгов

16 мая – принято решение об их отмене, и в этот же день назначены новые торги

23 мая – опубликовано объявление о новых торгах

23 июня – состоялось раскрытие предложений участников, на котором присутствовал «Центр»

22 июля (!) – на официальном портале госзакупок опубликовано объявление об отмене торгов («первых»)

25 июля – (по результатам «вторых» торгов) подписан договор с победителем.

Тот факт, что после принятия решения об отмене «первых» торгов и объявлением об этом прошло более двух месяцев, говорит не в пользу «опечатки», а именно нарушения порядка публикации информации. Ведь Закон «Об осуществлении государственных закупок» определяет, что между двумя этими событиями  - отмене торгов и публикации объявления об этом — должно пройти не более семи дней.

на официальном портале госзакупок объявление об отмене торгов опубликовано 22 июля

Впрочем, как выяснил «Центр», опечатка действительно имела место, но в другом -  «опечатались» на целых 9 троллейбусов: в первоначальном объявлении о проведении закупки указывались 65 троллейбусов, а закупили в итоге 56.

Но больше всего удивляет другое утверждение в сообщении главка информполитики Совмина. Покупку назвали чрезвычайно выгодной  - было потрачено на полмиллиона гривен меньше, чем планировалось на эту закупку.  При этом авторы сообщения забыли указать сумму сделки. «Центр» восполняет этот пробел: за 56 троллейбусов Крым заплатит 149 миллионов 475 тысяч гривен. Для сравнения: в прошлом году у того же поставщика было куплено на 6  троллейбусов больше, но их стоимость оказалась меньшей на 7 миллионов – около 142 миллионов гривен.

"горный" троллейбус "Богдан" Т 701.15

Тут можно было бы возразить: ведь троллейбусы в Крым покупаются различных моделей и стоимости – для передвижения по горной трассе и по городским улицам, что в итоге сказывается на стоимости всей партии. Но тут-то и возникает большинство вопросов относительно выгодности сделки. Как сообщил «Центру» генеральный директор КРПП «Крымтроллейбус» Валерий Заикин, в Крым закупаются троллейбусы тех же моделей, что и в прошлом году. Исключением, по его словам, стали только два особо вместительных — с 15-метровым кузовом модели Т 801.10. Дорогих «горных» моделей на этот раз закуплено лишь 14 против 30 прошлогодних. Остальные – для городских маршрутов, подешевле. Но Заикин, видимо, забыл упомянуть, что в число «городских» попали модели еще «старше» – Т 601.11. Их купили 19 штук.

«Центр» обратился в Управление по вопросам государственных закупок Министерства экономического развития и торговли АРК, где, как пообещали журналистам, «готовы к предоставлению вам необходимой информации, для объективного освещения работы Правительства в этой сфере». Начальник управления Юлия Чалова согласилась принять информационный запрос по факсу, и к концу этого же дня предоставила информацию, находящуюся в распоряжении управления – стоимость каждого троллейбуса, закупленного в 2011 году. Стоимость же троллейбусов, купленных в 2010 году, можно узнать из того самого решения суда, по которому минЖКХ АРК пришлось заплатить за троллейбусы, которых в Крыму еще не было. По собранным данным «Центр» составил сравнительную таблицу.

Таблица: количество, модели троллейбусов, закупленных в Крым в 2010 и 2011 гг, стоимость каждой единицы и общие суммы заключенных договоров. Цены указаны с учетом НДС

Здесь слова излишни, цифры говорят сами за себя.  Но в двух словах сделку охарактеризовать все-таки можно. Сэкономили, …

Фото автора, из архива «Центра»

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter!

Нет комментариев

Добавить комментарий